Комплексный подход к нейрореабилитации младших школьников, имеющих трудности в обучен ии
Е.В. Зиборова
Н.А. Шпрингель

Ключевые слова

нейрореабилитация
коррекция
дислексия
дисграфия
neurorehabilitation
correction
dyslexia
dysgraphia

Как цитировать

[1]
.

Аннотация

Проблема дислексии является одной из самых актуальных у школьников начальных классов, поскольку письмо ичтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. Основная цель данной работы – внедрение разработанной технологии комплексного нейрореабилитационного подхода для преодоления трудностей обучения у младших школьников со смещением коэффициента билатеральностив образовательные учреждения. Главным методологическим элементом в этом подходе служит нейропсихологическаядиагностика и коррекция, позволяющая выявить особенности сенсомоторных и гностических функций, которая проводитсяв сочетании с врачебным наблюдением. В результате проведенной работы практически вдвое снизилось количество детей, испытывающих выраженные затрудненияформирования учебных навыков. Такимобразом, доказано, что для эффективной работы с детьми, имеющимисмещение межполушарной доминантности, необходима дифференцированная нейропсихологическая диагностикаи коррекция с учетом индивидуальных особенностей ребенка.The problem of dyslexia is one of the most actual problems in pupils of primary school age because reading and writingare getting more and more important as a basis for further learning.Themainpurposeofthepresentworkistoimplementacomplexneurorehabilitationtechnique developed for younger schoolchildren, who have problems with learning and have the shifted bilateral coefficient, into educational institutions. The mainmethodological element in this approach is neuropsychological diagnostics and correction helpingto identify peculiarities ofsenso- motor and gnostic functions. Thediagnosticsisperformedunderphysician'ssupervision.As a result of this work a number of children who have marked difficulties in the formation of their learning skillshasdecreased by nearly half. Thus, it has been proven that children having a shifted inter-hemispheric dominance need a differentiatedneuropsychological diagnostics and correction taking into account their individual characteristics.

Литература

1. Агеева С.Р. Учет профиля моторной асимметрии -
психофизиологическая основа дифференцированного обучения
и воспитания.
2. Айрапетянц М.Г., Лущекина Е.А., Лущекин В.С. Исследование
невротических нарушений у социально депривированных
детей в условиях школьной дезадаптации. Особенности
физиологических систем детей и подростков.
М.,1990.
3. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий
детей как основа использования нейропсихологических
методов в школе. Международная конференция А.Р.

Лурия.
М., 1998: 201-207.
4. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологического
обследования детей 6-8 лет. Вестник МГУ, Психология.
1996; 2: 51-58.
5. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения. Начальная
школа: плюс, минус. 2000; 12: 20—25.
6. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике
и коррекции трудностей обучения письму.
Современные
подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств.
Под ред. М.Г.Храковской СПб.: Изд-во СПб.
ун-та,
2001: 195-212.
7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А.Функциональная
асимметрия человека. М., 1998. 240.
8. Богомолов В. Тестирование детей. Ростов н/Д: Феникс,
2004.
9. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы
нейро-психологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать.
304 с.
10. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: Астрель,
2005.
11. Выготский Л.С. Психология. Глава “Вопросы детской
психологии”. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
12. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического
обследования. М., 1999.
13. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика
в дошкольном возрасте. СПб.: Питер, 2006.
14. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М.: Книга,
1994. 232 с.
15. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Асимметрия мозга
и асимметрия сознания человека. Вопросы философии.

1993;
4.
16. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся
правшей и неправшей. Дис. ... канд. пед. наук. М.,
1995.
17. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей.
СПб., 1997. 240.
18. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю.
Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика
трудностей в обучении. М., Рос.пед.агенство, 1997. 124 с.;
2-е изд., дополненное. М.: Педагогическое общество России,
2001. 160 с.
19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973:
374 с.
20. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2000.
21. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы
обучения в общеобразовательной школе. М.: Институт
практической психологии, 1996. 64 с.
22. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая
диагностика и коррекция школьников. М.: Интелтех,
1994.
64 с.
23. Материалы 1 Международной конференции Российской
ассоциации дислексии. М., 2004. 40. Современные
подходы
к диагностике и коррекции речевых расстройств:
Методические
материалы научно-практической конференции
” Центральные механизмы речи”, посвященной памяти
проф. Трауготт.
СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001:

195-230.
24. 1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия.
Сборник докладов. Проф. ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.
М., 1998. Раздел 5. Нейропсихология детского возраста
и проблемы коррекции отклонений развития психических
функций (Статьи Т.В. Ахутиной; В.В. Лебединского;
Д.А. Фарбер и др; А.В. Семенович и др; Ю.В. Микадзе;
Н.Н.
Полонской и др.; Н.М. Пылаевой).
25. Нейропсихология сегодня. Под. ред. Е.Д. Хомской.
М.: МГУ, 1995. Раздел 3. Нейропсихология детского
возраста (Статьи Э.Г. Симерницкой; Т.В. Ахутиной и
Н.М.
Пылаевой; А.В. Семенович и А.А. Цыганок).
26. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Апрель
Пресс, КСМО-Пресс,1999. 432 с.
27. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте, 2002.
28. Семенович А.В. Межполушарная организация психических
процессов у левшей. М.: МГУ, 1991. 96 с.
29. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика
экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: Знание, 1991. 48 с.
30. Скворцов И.А., Адашинская Г.А., Нефедова И.В.
Модифицированная методика нейропсихологической диагностики
и коррекции при нарушениях развития высших
психических
функций у детей. М., 2000.
31. Скворцов И.А., Апексимова О.А., Петракова В.С.
и др. Исследование «Профиля развития» психоневрологических
функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция
нарушений. М., 2002.
32. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых
нарушений школьников с использованием нейропсихологических
методов: Пособие для логопедов и психологов.
Издательство
АРКТИ, 2002.
33. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 287
с.
34. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб., 2003.
35. Цветкова Л.С. Методика диагностического ней-
ропсихологического обследования детей. Российское педагогическое
агентство. М.: МГУ, 1997.
36.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического
обследования детей. М., 1997. 85 с.