КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА, МОТИВАЦИИ И СТЕПЕНИ САМОВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ОРДИНАТОРОВ
С. Д. Томиловский
Институт общественных наук РАНХиГС
Е. А. Колпаков
Е. В. Есин
А. С. Мельничук
М. А. Самушия
И. В. Вдовина
Т. Т. Алиев
PDF

Ключевые слова

ординаторы
мотивация
выгорание

Как цитировать

Томиловский С. Д., Колпаков Е. А., Есин Е. В., Мельничук А. С., Самушия М. А., Вдовина И. В., Алиев Т. Т. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА, МОТИВАЦИИ И СТЕПЕНИ САМОВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ОРДИНАТОРОВ // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2024. Т. № 3. С. 29-35.
PDF

Аннотация

Профессия врача является одной из самых сложных и важных для всего социума. Обзор актуальных психологических исследований показал, что трудности ввиду повышенной нагрузки начинаются уже в период получения высшего медицинского образования. Поэтому крайне важно учитывать психическое состояние, мотивационную структуру и субъективную оценку получаемого образования обучающихся при формировании и повышении эффективности образовательной программы.  В статье приводятся результаты исследования 338 обучающихся, осваивающих программу ординатуры по различным направлениям подготовки. Комплекс методик включал в себя: опросник образовательного опыта студентов Н.А. Лызь, Е.В. Голубевой, О.Н. Истратовой; шкала академической мотивации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина; опросник профессионального выгорания К. Маслач, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Полученные результаты демонстрируют у ординаторов высокую степень удовлетворенности обучением, преобладание внутренних мотивов над внешними, а также средний, но граничащий с высоким, уровень самовыгорания. Основываясь на этих данных можно оценить качество и внести необходимые корректировки в образовательную стратегию образовательных организаций высшего образования.
PDF

Литература

1. Мерзлякова С.В. и др. Особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских работников // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – Т. 9. – № 12. – С. 127–139. [Merzlyakova S.V. et al. Features of motivation of health care workers’ professional activity // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – V. 9. – No 12. – P. 127–139. In Russian].
2. Баранова Ю.В. и др. Выгорание студентов медицинских вузов // Молодой ученый. – 2019. – Т. 242. – № 4. – С. 149–152. [Baranova U.V. et al. Burnout in medical students // Young Scientist. – 2019. – V. 242. – No 4. – P. 149–152. In Russian].
3. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога. – М.: Издательство Эксмо. – 2005. – С. 960. [Malkina-Pyh I.G. Psychological assistance in crisis situations: a practical psychologist’s guidebook. Moscow: EKSMO publishing. – 2005. – P. 960].
4. Самушия М.А. и др. Проблемы психоэмоционального благополучия медицинского персона ла, работающего в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2020. – Т. 75. – No 5S. – С. 426–433. [Samushia M.A. et al. Problems of psycho-emotional well-being of medical personnel working in the context of the covid-19 pandemic // Annals of the Russian Academy of Medical Sciences. – 2020. – V. 75. – No 5S. – P. 426–433. In Russian].
5. Корнеенко Т.Н. и др. Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – Т. 25. – № 3. – С. 82–99. [Korneenko T.N. et al. Assessment of the student’s educational experience as a tool for making management decisions in the university // University Management: Practice and Analysis. – 2021. – V. 25. – No 3. – P. 82–99. In Russian].
6. Вдовина И.В. и др. Использование телемедицинских технологий в системе непрерывного медицинского образования: проблемы и решения // Кремлевская медицина. Клинический вест ник. – 2020. – № 2. – С. 159–168. [Vdovina I.V. et al. A telemedicine technology in medical education: problems and solutions // Kremlin Medicine Journal. – 2020. – No 2. – P. 159–168. In Russian].
7. Лызь Н.А. и др. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования. – 2022. – № 3. – С. 67–98. [Lyz N.A. et al. Students’ educational experience: the conceptualization and development of a tool for the assessment of education quality // Educational Studies Moscow. – 2022. – No 3. – P. 67–98. In Russian.
8. Гордеева Т.О. и др. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 96–107. [Gordeeva T.O. et al. “Academic Motivation Scales” Questionnaire // Psychology Journal. – 2014. – V. 35. – No 4. – P. 96–107. In Russian].
9. Водопьянова Н.Е. и др. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2024. – P. 299 [Vodopyanova N.E. et al. Burnout Syndrome. Diagnosis and Prevention. – 3rd ed. – Moscow: Urait publishing. – 2024. – P. 299. In Russian].
10. Лозинская Е.И. и др. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). – СПб. – 2007. [Lozinskaya E.I. et al. Systemic burnout syndrome index (based on MBI test). – SPb. – 2007. In Russian].
11. Макарова Д.А. и др. Эмоциональное выгорание студентов-медиков: бюллетень медицинских интернет-конференций. М.: ООО «Наука и инновации». – 2020. – Т. 10. – № 1. – С. 37. [Makarova D.A. et al. Emotional burnout of students-medics: medical internet bulletin. – M.: “Science and Education”. – 2020. – V. 10. – No 1. – P. 37. In Russian].
12. Баранов И.А. и др. Синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков в зависимости от курса обучения: форум молодых ученых. – 2022. – Т. 12. – № 76. – С. 67-71 [Baranov I.A. et al. Burnout syndrome in medical students depending on the course of training: forum of young scientists. – 2022. – V. 12. – No 76. – P. 67–71. In Russian].