Аннотация
Профессия врача является одной из самых сложных и важных для всего социума. Обзор актуальных психологических исследований показал, что трудности ввиду повышенной нагрузки начинаются уже в период получения высшего медицинского образования. Поэтому крайне важно учитывать психическое состояние, мотивационную структуру и субъективную оценку получаемого образования обучающихся при формировании и повышении эффективности образовательной программы. В статье приводятся результаты исследования 338 обучающихся, осваивающих программу ординатуры по различным направлениям подготовки. Комплекс методик включал в себя: опросник образовательного опыта студентов Н.А. Лызь, Е.В. Голубевой, О.Н. Истратовой; шкала академической мотивации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина; опросник профессионального выгорания К. Маслач, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Полученные результаты демонстрируют у ординаторов высокую степень удовлетворенности обучением, преобладание внутренних мотивов над внешними, а также средний, но граничащий с высоким, уровень самовыгорания. Основываясь на этих данных можно оценить качество и внести необходимые корректировки в образовательную стратегию образовательных организаций высшего образования.
Литература
1. Мерзлякова С.В. и др. Особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских работников // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – Т. 9. – № 12. – С. 127–139. [Merzlyakova S.V. et al. Features of motivation of health care workers’ professional activity // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – V. 9. – No 12. – P. 127–139. In Russian].
2. Баранова Ю.В. и др. Выгорание студентов медицинских вузов // Молодой ученый. – 2019. – Т. 242. – № 4. – С. 149–152. [Baranova U.V. et al. Burnout in medical students // Young Scientist. – 2019. – V. 242. – No 4. – P. 149–152. In Russian].
3. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога. – М.: Издательство Эксмо. – 2005. – С. 960. [Malkina-Pyh I.G. Psychological assistance in crisis situations: a practical psychologist’s guidebook. Moscow: EKSMO publishing. – 2005. – P. 960].
4. Самушия М.А. и др. Проблемы психоэмоционального благополучия медицинского персона ла, работающего в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2020. – Т. 75. – No 5S. – С. 426–433. [Samushia M.A. et al. Problems of psycho-emotional well-being of medical personnel working in the context of the covid-19 pandemic // Annals of the Russian Academy of Medical Sciences. – 2020. – V. 75. – No 5S. – P. 426–433. In Russian].
5. Корнеенко Т.Н. и др. Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – Т. 25. – № 3. – С. 82–99. [Korneenko T.N. et al. Assessment of the student’s educational experience as a tool for making management decisions in the university // University Management: Practice and Analysis. – 2021. – V. 25. – No 3. – P. 82–99. In Russian].
6. Вдовина И.В. и др. Использование телемедицинских технологий в системе непрерывного медицинского образования: проблемы и решения // Кремлевская медицина. Клинический вест ник. – 2020. – № 2. – С. 159–168. [Vdovina I.V. et al. A telemedicine technology in medical education: problems and solutions // Kremlin Medicine Journal. – 2020. – No 2. – P. 159–168. In Russian].
7. Лызь Н.А. и др. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования. – 2022. – № 3. – С. 67–98. [Lyz N.A. et al. Students’ educational experience: the conceptualization and development of a tool for the assessment of education quality // Educational Studies Moscow. – 2022. – No 3. – P. 67–98. In Russian.
8. Гордеева Т.О. и др. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 96–107. [Gordeeva T.O. et al. “Academic Motivation Scales” Questionnaire // Psychology Journal. – 2014. – V. 35. – No 4. – P. 96–107. In Russian].
9. Водопьянова Н.Е. и др. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2024. – P. 299 [Vodopyanova N.E. et al. Burnout Syndrome. Diagnosis and Prevention. – 3rd ed. – Moscow: Urait publishing. – 2024. – P. 299. In Russian].
10. Лозинская Е.И. и др. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). – СПб. – 2007. [Lozinskaya E.I. et al. Systemic burnout syndrome index (based on MBI test). – SPb. – 2007. In Russian].
11. Макарова Д.А. и др. Эмоциональное выгорание студентов-медиков: бюллетень медицинских интернет-конференций. М.: ООО «Наука и инновации». – 2020. – Т. 10. – № 1. – С. 37. [Makarova D.A. et al. Emotional burnout of students-medics: medical internet bulletin. – M.: “Science and Education”. – 2020. – V. 10. – No 1. – P. 37. In Russian].
12. Баранов И.А. и др. Синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков в зависимости от курса обучения: форум молодых ученых. – 2022. – Т. 12. – № 76. – С. 67-71 [Baranov I.A. et al. Burnout syndrome in medical students depending on the course of training: forum of young scientists. – 2022. – V. 12. – No 76. – P. 67–71. In Russian].