ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ТРЕНИРОВКИ НА СТАТОЭРГОМЕТРЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕРЕНОСИМОСТИ ПИЛОТАЖНЫХ ПЕРЕГРУЗОК У ВЬЕТНАМСКИХ МУЖЧИН
А. А. Благинин
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург
Т. А. Лапшина
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург
К. Г. Данг
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург
PDF

Ключевые слова

пилотажные перегрузки
статоэргометр
курс тренировки

Как цитировать

Благинин А. А., Лапшина Т. А., Данг К. Г. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ТРЕНИРОВКИ НА СТАТОЭРГОМЕТРЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕРЕНОСИМОСТИ ПИЛОТАЖНЫХ ПЕРЕГРУЗОК У ВЬЕТНАМСКИХ МУЖЧИН // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2023. Т. № 4. С. 32-35.
PDF

Аннотация

С момента принятия на вооружение ВВС Социалистической Республики Вьетнам самолетов 4 поколения, остро встал вопрос о переносимости пилотажных перегрузок вьетнамскими летчиками. Тренировки на центрифуге являются малодоступным и дорогостоящим методом. Альтернативным методом тренировки является статоэргометрия на стенд-тренажере «Статоэргометр» (далее - статоэргометр). Однако оптимальных режимов тренировки для вьетнамских летчиков до сих пор разработано не было. Цель исследования. Изучение эффективности различных режимов тренировки на статоэргометре для вьетнамских мужчин путем оценки физиологических показателей и увеличения статической мышечной выносливости по результатам тренировки. Материалы и методы. Изучена эффективность 4 различных режимов тренировки на статоэргометре, состоящих из 10 сеансов и различающихся периодом отдыха между последними 5 сеансами. В исследовании приняли участие 58 вьетнамских добровольцев мужского пола. Эффективность тренировки оценивалась по увеличению статической мышечной выносливости при выполнении пятиступенчатой статоэргометрической пробы, а также по реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (динамика ЧСС, АД, проба Штанге, Генчи). Результаты. Во всех группах после тренировки увеличивалась статическая мышечная выносливость нижних конечностей. Однако в группах с небольшими периодами отдыха между тренировками (ежедневные тренировки и тренировки через день) возникал срыв адаптационных механизмов и ухудшение функционального состояния кардиореспираторной системы.  В группе с перерывами между тренировками по 2 дня, включались адекватные механизмы адаптации, и улучшалось функциональное состояние кардиореспираторной системы. В группе с длительными периодами отдыха (по 3 дня между тренировками) не включались механизмы адаптации кардиореспираторной системы к статическим мышечным нагрузкам. Выводы. Тренировка на статоэргометре является эффективной для повышения статической мышечной выносливости нижних конечностей. Оптимальным режимом тренировки, увеличивающим статическую мышечную выносливость нижних конечностей, а также вызывающим адекватное напряжение физиологических функций и улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, является 20-дневный курс с проведением 10 сеансов, первые
PDF

Литература

1. Маряшин Ю.Е. и др. Влияние различных методов физической тренировки на повышение специальных физических качеств летчиков маневренной авиации // Военно-медицинский журнал. – 2018. – Т.339. – №. 3. – С. 61-68. [Maryashin Yu.E. et al. Effect of different methods of physical training to improve the special physical qualities pilots maneuvering aircraft // Voennomedicinskij Zhurnal (Military Medical Journal). – 2018. – V.339. – №. 3. – P. 61-68. In Russian].
2. Ушаков И.Б. и др. Процессы адаптации у вьетнамских военных летчиков при полетах на современных российских самолетах // Военно-медицинский журнал. – 2013. – Т.334. – №. 4. – С. 32-39. [Ushakov I.B. et al. Adaptive process in Vietnamese military pilots during the flights on modern Russian aircraft // Voennomedicinskij Zhurnal (Military Medical Journal). – 2013. – V.334. – №. 4. – P. 32-39. In Russian].
3. Засядько К.И. и др. Формирование психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования у пилотов методами физической подготовки // Вестник ТГУ. – 2017. – Т. 22. – №. 2. – С. 375-381. [Zasyadko K.I. et al. Formation psyhophysiological resistance to the effects of maneuvering overloads in pilots by physical training methods // Vestnik TGU (Tambov University Reports) – 2017. – V.22. – №. 2. – P. 375-381. In Russian]. doi: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-2-375-381.
4. Засядько К.И. и др. Методика физической подготовки летного состава для формирования психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования // Вопросы здравоохранения. – 2016. – №. 2.– С. 52-62. [Zasyadko K.I. et al. Methods of physical training of flight personnel for the formation of psychophysiological resistance to the effects of maneuvering overloads // Voprosy Zdravoohranenija (Health issues) – 2016. – №. 2.– С. 52-62. In Russian].
5. Хоменко М.Н. и др. Обоснование методики статоэргометрической пробы с целью прогнозирования переносимости пилотажных перегрузок у летного состава высокоманевренных самолетов // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 2019. – Т. 53. – №. 7. – C. 76-83. [Khomenko M.N. et al. Presentation of a static ergometer test procedure for predicting tolerance to flight g-loads of highly maneuverable aircraft pilots // Avaikosmicheskaja I Jecologicheskaja Medicina (Aerospace and Environmental Medicine). – 2019. – V. 53. – №. 7. – P. 76-83. In Russian]. doi:10.21687/0233-528X-2019-53-7-76-83.
6. Клишин Г.Ю. Тренировочные комплексы подготовки летного состава к воздействию пилотажных перегрузок // Вестник ТГУ– 2019. – №. 4(55). – С. 35-44. [Klishin G. Yu. Information-measuring systems of complexes for training the aircraft composition to the impact of footing overloads //Vestnik TOGU (Pacific State University Reports) – 2019. – №. 4(55). – С. 35-44. In Russian].