ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ТРЕНИРОВКИ НА СТАТОЭРГОМЕТРЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕРЕНОСИМОСТИ ПИЛОТАЖНЫХ ПЕРЕГРУЗОК У ВЬЕТНАМСКИХ МУЖЧИН
А. А. Благинин
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург
Т. А. Лапшина
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург
К. Г. Данг
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург
PDF

Ключевые слова

пилотажные перегрузки
статоэргометр
курс тренировки

Как цитировать

[1]
А. А. Благинин, Т. А. Лапшина, и К. Г. Данг, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ТРЕНИРОВКИ НА СТАТОЭРГОМЕТРЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕРЕНОСИМОСТИ ПИЛОТАЖНЫХ ПЕРЕГРУЗОК У ВЬЕТНАМСКИХ МУЖЧИН, КМКВ, вып. 4, сс. 32-35, фев. 2023.
PDF

Аннотация

С момента принятия на вооружение ВВС Социалистической Республики Вьетнам самолетов 4 поколения, остро встал вопрос о переносимости пилотажных перегрузок вьетнамскими летчиками. Тренировки на центрифуге являются малодоступным и дорогостоящим методом. Альтернативным методом тренировки является статоэргометрия на стенд-тренажере «Статоэргометр» (далее - статоэргометр). Однако оптимальных режимов тренировки для вьетнамских летчиков до сих пор разработано не было. Цель исследования. Изучение эффективности различных режимов тренировки на статоэргометре для вьетнамских мужчин путем оценки физиологических показателей и увеличения статической мышечной выносливости по результатам тренировки. Материалы и методы. Изучена эффективность 4 различных режимов тренировки на статоэргометре, состоящих из 10 сеансов и различающихся периодом отдыха между последними 5 сеансами. В исследовании приняли участие 58 вьетнамских добровольцев мужского пола. Эффективность тренировки оценивалась по увеличению статической мышечной выносливости при выполнении пятиступенчатой статоэргометрической пробы, а также по реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (динамика ЧСС, АД, проба Штанге, Генчи). Результаты. Во всех группах после тренировки увеличивалась статическая мышечная выносливость нижних конечностей. Однако в группах с небольшими периодами отдыха между тренировками (ежедневные тренировки и тренировки через день) возникал срыв адаптационных механизмов и ухудшение функционального состояния кардиореспираторной системы.  В группе с перерывами между тренировками по 2 дня, включались адекватные механизмы адаптации, и улучшалось функциональное состояние кардиореспираторной системы. В группе с длительными периодами отдыха (по 3 дня между тренировками) не включались механизмы адаптации кардиореспираторной системы к статическим мышечным нагрузкам. Выводы. Тренировка на статоэргометре является эффективной для повышения статической мышечной выносливости нижних конечностей. Оптимальным режимом тренировки, увеличивающим статическую мышечную выносливость нижних конечностей, а также вызывающим адекватное напряжение физиологических функций и улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, является 20-дневный курс с проведением 10 сеансов, первые
PDF

Литература

1. Маряшин Ю.Е. и др. Влияние различных методов физической тренировки на повышение специальных физических качеств летчиков маневренной авиации // Военно-медицинский журнал. – 2018. – Т.339. – №. 3. – С. 61-68. [Maryashin Yu.E. et al. Effect of different methods of physical training to improve the special physical qualities pilots maneuvering aircraft // Voennomedicinskij Zhurnal (Military Medical Journal). – 2018. – V.339. – №. 3. – P. 61-68. In Russian].
2. Ушаков И.Б. и др. Процессы адаптации у вьетнамских военных летчиков при полетах на современных российских самолетах // Военно-медицинский журнал. – 2013. – Т.334. – №. 4. – С. 32-39. [Ushakov I.B. et al. Adaptive process in Vietnamese military pilots during the flights on modern Russian aircraft // Voennomedicinskij Zhurnal (Military Medical Journal). – 2013. – V.334. – №. 4. – P. 32-39. In Russian].
3. Засядько К.И. и др. Формирование психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования у пилотов методами физической подготовки // Вестник ТГУ. – 2017. – Т. 22. – №. 2. – С. 375-381. [Zasyadko K.I. et al. Formation psyhophysiological resistance to the effects of maneuvering overloads in pilots by physical training methods // Vestnik TGU (Tambov University Reports) – 2017. – V.22. – №. 2. – P. 375-381. In Russian]. doi: 10.20310/1810-0198-2017-22-2-2-375-381.
4. Засядько К.И. и др. Методика физической подготовки летного состава для формирования психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования // Вопросы здравоохранения. – 2016. – №. 2.– С. 52-62. [Zasyadko K.I. et al. Methods of physical training of flight personnel for the formation of psychophysiological resistance to the effects of maneuvering overloads // Voprosy Zdravoohranenija (Health issues) – 2016. – №. 2.– С. 52-62. In Russian].
5. Хоменко М.Н. и др. Обоснование методики статоэргометрической пробы с целью прогнозирования переносимости пилотажных перегрузок у летного состава высокоманевренных самолетов // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 2019. – Т. 53. – №. 7. – C. 76-83. [Khomenko M.N. et al. Presentation of a static ergometer test procedure for predicting tolerance to flight g-loads of highly maneuverable aircraft pilots // Avaikosmicheskaja I Jecologicheskaja Medicina (Aerospace and Environmental Medicine). – 2019. – V. 53. – №. 7. – P. 76-83. In Russian]. doi:10.21687/0233-528X-2019-53-7-76-83.
6. Клишин Г.Ю. Тренировочные комплексы подготовки летного состава к воздействию пилотажных перегрузок // Вестник ТГУ– 2019. – №. 4(55). – С. 35-44. [Klishin G. Yu. Information-measuring systems of complexes for training the aircraft composition to the impact of footing overloads //Vestnik TOGU (Pacific State University Reports) – 2019. – №. 4(55). – С. 35-44. In Russian].