Корреляционная зависимость между физиологическими и психологическими методами исследования психофизиологического состояния детей разных возрастных групп на стоматологическом приеме
Ф.Ф. Лосев
А.П. Якушенкова
Т.А. Кишинец
PDF

Ключевые слова

психофизиологическое состояние детей
вегетативный индекс Кердо
модифицированный тест Люшера

Как цитировать

[1]
Ф. Лосев, А. Якушенкова, и Т. Кишинец, Корреляционная зависимость между физиологическими и психологическими методами исследования психофизиологического состояния детей разных возрастных групп на стоматологическом приеме, КМКВ, вып. 3, сс. 72-76, дек. 2014.
PDF

Аннотация

Обследовано 298 детей, нуждавшихся в стоматологическом лечении, в возрасте от 5 до 12 лет, из них 212 детей,страдающих хроническими соматическими заболеваниями.Данные статистической обработки материала позволяют сделать вывод, что и физиологические, и психологическиеметоды исследования психоэмоционального состояния детей всех возрастных групп перед стоматологическим лечением ипосле него коррелируются между собой, при этом существует корреляционная зависимость от возраста ребенка и методаисследования. Так, индекс Кердо и шкала Cheops у детей дошкольного возраста имеют незначительную корреляцию. А удетей младшего школьного возраста существует прямая зависимость между результатами теста Спилберга и возрастом,что также необходимо учитывать при оценке эмоционального фона детей перед психотравмирующими медицинскимиманипуляциями.Ключевые слова: психофизиологическое состояние детей, вегетативный индекс Кердо, модифицированный тестЛюшера.There have been examined 298 children aged 5-12 who were treated by a dentist. 212 of them were children with chronicsomatic diseases.The data obtained after statistical treatment of research materials have shown that both physiological and psychologicalmethods applied for analyzing psycho-emotional state in children of all age groups before their treatment at the dentist’s andafter it correlate between each other. Moreover, one can see a correlative dependence on child’s age and a research technique.For example, Caro index and Cheops scale in children of pre-school age have insignificant correlation, while in childrenof younger school age there is a direct correlation between the results of Spilberg’s test and age what should be taken intoconsideration for assessing emotional state of children before psychotraumatic medical manipulations.Кey worlds: psychophysiological state in children, Cerdo vegetative index, Leusher’s modified test.
PDF

Литература

1. Кондаков И.М., Мониторинг образования: анализ
ситуационно-специфического поведения учащихся // Журнал
прикладной психологии. – 2002. – № 3. – С. 7.
2. Мастерова Е.И., Васильев В.Н., Невидимова Т.И., Вла-
сенко В.И. Связь психоэмоционального состояния с регуляцией
ритма сердца и иммунным статусом человека //Российский
физиологический журнал. – 1999. – Т. 85. – №5. – С. 621–627.
3. Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского, 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. –
1990. – С. 494.
4. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Осо-
бенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Жур-
нал высшей нервной деятельности. – 2001. – Т. 51. – №2. –
С.158–165.
5. Стивенс С. (ред.) Экспериментальная психология. В 2-х
т. // М. – Т. 1. – 1960. – Т 2. М. – С. 63.
6. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального
стресса. // Механизмы развития стресса. - Кишинев, 1987. –
С. 52–79.
7. Шипош К. Значение аутогенной тренировки и биоуправ-
ления с обратной связью электрической активностью мозга в
терапии неврозов. – Автореф. канд. дис. – Л., 1980. – С. 78.
8. Шухов В.С. Боль: механизмы формирования и исследова-
ния в клинике. – М., 1990. – С. 25–62.
9. Щербатых Ю.В. Влияние личностных особенностей
на величину артериального давления у студентов в норме и в
условиях эмоционального стресса // Артериальная гипертен-
зия. – 2000. – №3. – С. 74–76.
10. Щербатых Ю.В. Личностная и ситуативная тревога
в норме и в условиях экзаменационного стресса // Докт. дис. –
2005. – С. 12–34.
11. Яцык Е.В., Щербаков П.Л., Маслова О.И.
Оценка и коррекция психоэмоционального состояния детей
при проведении эндоскопических исследований // НЦЗД РАМН
– М., – 2008. – С. 12.
12. Assmann, D. // Die Wetterfuhligkeit des Menschen. 2. Aufl.
– VEB Gustav Fischer, Jena. – 1963. – Р. 147.
13. Brickenkamp R. Handbuch psychologischer und
paedagogischer Tests. Goettingen. – 1975. – Р. 12–14.
14. Buchhol М., Karl H. W., Pomietto М., Lynn A. Pain scores
in infants: a modified infant pain scale versus visual analogue.// J.
Pain Symptom Manage. – 1998. – Vol. 15. – № 2. – P. 117–124.
15. Collins S. L., Moore R. A., McQuay H. J. The Visual
Analogue Pain Intensity Scale: What Is Moderate Pain in
Millimetres? // Pain. – 1997. – Vol. 72. – P. 95–97.
16. Curry M. // Schweiz. med. Wschr. – №79 – 1949. – Р.
668–672 und 686–690.
17. Duval S., Wicklund R.A. A theory of objective selfawareness.
// N.-Y. – 1972. – Р. 34.
18. Eric J. Mash & David, A. Wolf Abnormal child psychology//
Thomson Learning. – 2002. – P. 424–426.
19. Euler U.S., Liljestrand G. // Skand. Arch. Physiol. –
№52 – 1925. – Р. 243.
20. Manne S. L., Jacobsen P. В., Redd W. H. Assessment of
acute pediatric pain: Do child self-report, parent ratings, and nurse
ratings measure the same phenomenon. // Pain. –1992. – Vol. 48.
– P. 45–52.
21. Quality of life assessments in clinical trials. Ed .M. J.
Staquest. // Oxford University - Press: Oxford, New York, Tokyo.
– 1998. – Р. 360.
22. Stevens S.S. (Ed.) Handbook of Experimental Psychology.
// N.-Y. – 1951. – Р. 44.
23. Weiss, A., Arch. // Kreislaufforsch. XVII – 1951. – Р.
176–232.
24. Weiss, Effects of coping behavior in different warning signal
conditions on stress pathology in rats. // J. сотр. physiol. Psychol. –
1971. – Vol. 77. – P. 1–13.