Аннотация
Обследовано 298 детей, нуждавшихся в стоматологическом лечении, в возрасте от 5 до 12 лет, из них 212 детей,страдающих хроническими соматическими заболеваниями.Данные статистической обработки материала позволяют сделать вывод, что и физиологические, и психологическиеметоды исследования психоэмоционального состояния детей всех возрастных групп перед стоматологическим лечением ипосле него коррелируются между собой, при этом существует корреляционная зависимость от возраста ребенка и методаисследования. Так, индекс Кердо и шкала Cheops у детей дошкольного возраста имеют незначительную корреляцию. А удетей младшего школьного возраста существует прямая зависимость между результатами теста Спилберга и возрастом,что также необходимо учитывать при оценке эмоционального фона детей перед психотравмирующими медицинскимиманипуляциями.Ключевые слова: психофизиологическое состояние детей, вегетативный индекс Кердо, модифицированный тестЛюшера.There have been examined 298 children aged 5-12 who were treated by a dentist. 212 of them were children with chronicsomatic diseases.The data obtained after statistical treatment of research materials have shown that both physiological and psychologicalmethods applied for analyzing psycho-emotional state in children of all age groups before their treatment at the dentist’s andafter it correlate between each other. Moreover, one can see a correlative dependence on child’s age and a research technique.For example, Caro index and Cheops scale in children of pre-school age have insignificant correlation, while in childrenof younger school age there is a direct correlation between the results of Spilberg’s test and age what should be taken intoconsideration for assessing emotional state of children before psychotraumatic medical manipulations.Кey worlds: psychophysiological state in children, Cerdo vegetative index, Leusher’s modified test.
Литература
1. Кондаков И.М., Мониторинг образования: анализ
ситуационно-специфического поведения учащихся // Журнал
прикладной психологии. – 2002. – № 3. – С. 7.
2. Мастерова Е.И., Васильев В.Н., Невидимова Т.И., Вла-
сенко В.И. Связь психоэмоционального состояния с регуляцией
ритма сердца и иммунным статусом человека //Российский
физиологический журнал. – 1999. – Т. 85. – №5. – С. 621–627.
3. Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского, 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. –
1990. – С. 494.
4. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Осо-
бенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Жур-
нал высшей нервной деятельности. – 2001. – Т. 51. – №2. –
С.158–165.
5. Стивенс С. (ред.) Экспериментальная психология. В 2-х
т. // М. – Т. 1. – 1960. – Т 2. М. – С. 63.
6. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального
стресса. // Механизмы развития стресса. - Кишинев, 1987. –
С. 52–79.
7. Шипош К. Значение аутогенной тренировки и биоуправ-
ления с обратной связью электрической активностью мозга в
терапии неврозов. – Автореф. канд. дис. – Л., 1980. – С. 78.
8. Шухов В.С. Боль: механизмы формирования и исследова-
ния в клинике. – М., 1990. – С. 25–62.
9. Щербатых Ю.В. Влияние личностных особенностей
на величину артериального давления у студентов в норме и в
условиях эмоционального стресса // Артериальная гипертен-
зия. – 2000. – №3. – С. 74–76.
10. Щербатых Ю.В. Личностная и ситуативная тревога
в норме и в условиях экзаменационного стресса // Докт. дис. –
2005. – С. 12–34.
11. Яцык Е.В., Щербаков П.Л., Маслова О.И.
Оценка и коррекция психоэмоционального состояния детей
при проведении эндоскопических исследований // НЦЗД РАМН
– М., – 2008. – С. 12.
12. Assmann, D. // Die Wetterfuhligkeit des Menschen. 2. Aufl.
– VEB Gustav Fischer, Jena. – 1963. – Р. 147.
13. Brickenkamp R. Handbuch psychologischer und
paedagogischer Tests. Goettingen. – 1975. – Р. 12–14.
14. Buchhol М., Karl H. W., Pomietto М., Lynn A. Pain scores
in infants: a modified infant pain scale versus visual analogue.// J.
Pain Symptom Manage. – 1998. – Vol. 15. – № 2. – P. 117–124.
15. Collins S. L., Moore R. A., McQuay H. J. The Visual
Analogue Pain Intensity Scale: What Is Moderate Pain in
Millimetres? // Pain. – 1997. – Vol. 72. – P. 95–97.
16. Curry M. // Schweiz. med. Wschr. – №79 – 1949. – Р.
668–672 und 686–690.
17. Duval S., Wicklund R.A. A theory of objective selfawareness.
// N.-Y. – 1972. – Р. 34.
18. Eric J. Mash & David, A. Wolf Abnormal child psychology//
Thomson Learning. – 2002. – P. 424–426.
19. Euler U.S., Liljestrand G. // Skand. Arch. Physiol. –
№52 – 1925. – Р. 243.
20. Manne S. L., Jacobsen P. В., Redd W. H. Assessment of
acute pediatric pain: Do child self-report, parent ratings, and nurse
ratings measure the same phenomenon. // Pain. –1992. – Vol. 48.
– P. 45–52.
21. Quality of life assessments in clinical trials. Ed .M. J.
Staquest. // Oxford University - Press: Oxford, New York, Tokyo.
– 1998. – Р. 360.
22. Stevens S.S. (Ed.) Handbook of Experimental Psychology.
// N.-Y. – 1951. – Р. 44.
23. Weiss, A., Arch. // Kreislaufforsch. XVII – 1951. – Р.
176–232.
24. Weiss, Effects of coping behavior in different warning signal
conditions on stress pathology in rats. // J. сотр. physiol. Psychol. –
1971. – Vol. 77. – P. 1–13.