Обоснование разработки модифицированной методики преподавания физической культуры для студентов
А.П. Анищенко
А.Н. Архангельская
К.Г. Гуревич
Е.А. Дмитриева
Н.Г. Игнатов
И.В. Осадченко
Е.В. Рогозная

Ключевые слова

гиподинамия
ожирение
студенты
занятия физической культурой
аштанга-вильяса йога
ypodynamics
obesity
students
physical trainings
Ashtanga -Villas yoga.

Как цитировать

[1]
А. Анищенко, Обоснование разработки модифицированной методики преподавания физической культуры для студентов, КМКВ, вып. 4, сс. 115-118, мар. 2017.

Аннотация

роблемы, связанные с гиподинамией, становятся все более актуальными. Снижение популярности физическихнагрузок среди молодежи и устойчивый сдвиг энергетического баланса из-за нерационального питания приводят кнакоплению жировой массы и как следствие развитию ожирения, что повышает риски развития хронических неин-фекционнвх заболеваний. В связи с этим необходимо усилить внимание в образовательных организациях к заняти-ям физкультурой, адаптировать упражнения для студентов, имеющих ограничения по физической нагрузке, с возмож-ностью предотвращения развития психологических проблем и стрессов, связанных с ощущением неуспешности, раз-вивающихся на фоне невозможности выполнения нормативов ГТО. Таким образом, становится понятным, что для сту-дентов с гиподинамией нужна особая программа занятий. Необходимо, чтобы основные движения были нацелены наразвитие гибкости, а не на выполнение нормативов, имели небольшой темп выполнения, были построены по принципу«от простого к сложному», были логичными, повторяющимися и легко запоминающимися. За прототип следует братьаштанга-вильяса йогу и выполнять упражнения йоги в динамике, заменив статическую позу несколькими подходами.Problems associated with physical inactivity are becoming more and more actual. The popularity of physical activity isgoing down among young people, and a steady shift in the energy balance due to malnutrition leads to the accumulation ofbody fat and as a result, to obesity which increases the risk of developing chronic non-infectious diseases. In this connection,it is necessary to pay more attention to physical trainings in educational institutions, to adapted exercises for students whoare allowed only a limited physical loading what may promote in them psychological sensation and stress because of impos-sibility to fulfill the standard requirements for physical activity of healthy subjects. Thus, it becomes clear that students withlimited physical activity need special training programs. Their basic movements should be focused on flexibility rather thanon reaching standards; they should be reasonably slow and move "from simple to complex"; they should also be logicallyunderstandable, easy to remember and easy to repeat. Ashtanga -Villas yoga should be taken as a prototype when exercisesare dynamic, and a static posture is replaced by several sets.

Литература

1. Андреева О.В., Гуревич К.Г., Фесюн А.Д., Один-
цова В.В., Пустовалов Д.А., Оранская А.Н., Дмитрие-
ва Е.А., Окунькова Е.В. Особенности фнкциональных
резервов здоровья учащихся общеобразовательных школ.
Кубанский научный медицинский вестник. 2014; 3 (145):
10-15.
2. Бурдюкова Е.В., Пустовалов Д.А., Оранская А.Н.,
Перцов С.С., Гуревич К.Г. Механизмы дезадаптации
учащихся московских общеобразовательных школ к фи-
зической нагрузке. Бюллютень экспериментальной био-
логии и медицины, 2012; 153 (4): 414-416.
3. Бурмистров Д.А., Дёмин Г.С., Макушенко И.Е.
Программа устранения болевого синдрома в спине у лиц
разного возраста. Ученые записки СПбГМУ им. акад.
И.П. Павлова. 2010; XVII. 4: 64-67.
4. Козьмик В.Н., Дегтерева Е.А. Кластерный под-
ход развития студенческого спорта в РФ в современных
рыночных условиях. Экономика и предпринимательство.
2015; 12-2 (65-2): 991-996.
5. Матосян К.А., Оранская А.Н., Пустовалов Д.А.,
Черепкова Е.В., Скотникова Ю.В., Бурдюкова Е.В.,
Анищенко А.П.. Гуревич К.Г., Ханферьян Р.А. Особенно-
сти количественного состава жировой ткани в орга-
низме в пубертантном и постпубертатном возрасте с
учетом возраста, пола, уровня физической активности
и характера питания. Вопросы питания. 2015; 84 (5):
90-96.
6. Павлюченко О.А. Всероссийский физ-культурно-
спортивный комплекс ГТО, как путь к физическому со-
вершенствованию студенческой молодежи. Символ на-
уки. 2015; 11 (2): 143-145.
7. Оранская А.Н., Бурдюкова Е.В., Дмитриева Е.А.,
Пустовалов Д.А., Гуревич К.Г. Влияние избыточной мас-
сы тела, ожирения на адаптацию к физической нагруз-
ке учащихся общеобразовательных школ г. Москвы. Си-
стемный анализ и управление в биомедицинских систе-
мах. 2013; 12 (3): 735-738.
8. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Ку-
дашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и
больного человека. М. : Колос, 2002. 423 с.
9. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. Здоровый об-
раз жизни и профилактика заболеваний. М.: Практи-
ка, 2015. 412 с.
10. Bopp M., Bopp C., Schuchert M. Active Transportation
to and on Campus is Associated With Objectively Measured
Fitness Outcomes Among College Students. J. Phys. Act.
Health. 2015; 12 (3): 418-423.
11. Neto C.F., Neto G.R., Arauˆjo A.T., Sousa M.S. et
al. Can programmed or self-selected physical activity affect
physical fitness of adolescents? J. Hum. Kinet. 2014; 12 (43):
125-130.
12. Kaj M, Tеˆkus Е”, Juhаˆsz I., Stomp K., Wilhelm M.
Changes in physical fitness of Hungarian college students in
the last fifteen years. Acta Biol. Hung. 2015.
13. Cossio-Bola
ñ
os M., Vilchez-Avaca C., Contreras-
Mellado V., Andruske C.L., G
ó
mez-Campos R. Changes in
abdominal obesity in Chilean university students stratified by
body mass index. BMC Public Health. 2016; 16 (1): 3.
14. Kim S., Bemben M.G., Knehans A.W., Bemben D.A.
Effects of an 8-Month Ashtanga-Based Yoga Intervention on
Bone Metabolism in Middle-Aged Premenopausal Women: A
Randomized Controlled Study. J. Sports. Sci. Med. 2015; 14
(4): 756-768.
15. Murillo Pardo B., Garc
í
a Bengoechea E., Juli
á
n
Clemente J.A., Generelo Lanaspa E. Motivational Outcomes
and Predictors of Moderate-to-Vigorous Physical Activity
and Sedentary Time for Adolescents in the Sigue La Huella
Intervention. Int. J. Behav. Med. 2015. Dec 29.
16. Suchert V., Hanewinkel R., Isensee B. J. Adolesc.
Screen time, weight status and the self-concept of physical
attractiveness in adolescents. 2016; 48: 11-17.
17. Ga
ź
dzi
ń
ska A., Baran P., Skibniewski F.,
Truszczy
ń
ski O., Ga
ź
dzi
ń
ski S., Wyle
ż
o
ł
M. The prevalence
of overweight and obesity vs. the level of physical activity of
aviation military academy students. Med. Pr. 2015; 66 (5):
653-660.
18. Strahm M.F., Cohen M., Borg-Olivier S. University-
based online yoga education: A pilot study of students'
experience. Int. J. Yoga. 2016; 9 (1): 86.