Аннотация
В настоящее время происходит реформирование системы обучения военных летчиков, перестроение ее в сторону персонализированного подхода. На наш взгляд, это наиболее оптимальная модель взаимодействия преподавателя и курсанта, так как в ней учтены индивидуальные психологические и психофизиологические качества личности обучающегося, особенности познавательной деятельности и его мотивация. У курсантов наблюдается повышение уровня ответственности за собственные знания, навыки и действия, происходит формирование профессионально важных качеств, увеличивается значимость целенаправленности на летное обучение, улучшается усвоение основополагающих психологических и психофизиологических особенностей летной деятельности. Повышенные нагрузки могут приводить к эмоциональному напряжению и появлению у курсантов признаков усталости, стресса и, как следствие, снижению умственной и физической работоспособности, способности сохранять эмоционально-волевую устойчивость при возникновении экстремальных ситуаций и особых случаев в полете. Цель исследования. Провести анкетирование и оценить психоэмоциональную реакцию на нагрузки с помощью субъективных оценок самочувствия, активности и настроения курсантов третьего курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Материалы и методы. Исследована динамика изменения значений шкал теста дифференцированной самооценки функционального состояния по методике В.А. Доскина у курсантов с разным уровнем успешности в летной подготовке до и после летной практики и их связь с уровнем сформированности летных навыков. У курсантов с высоким уровнем успешности в летной подготовке отмечено статистически значимое повышение средних значений по шкале «активность», у курсантов с низким уровнем успешности в летной подготовке – статистически значимое повышение средних значений по шкалам «самочувствие» и «активность». Заключение. Повышение средних значений по всем шкалам опросника САН (самочувствие, активность, настроение) относительно стартовых значений косвенно свидетельствует о формировании обстановки психологического комфорта и безопасности полетов.Литература
Array
Условия