ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ САМООЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И УСПЕШНОСТИ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА
М. Ю. Гридин
ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова», Краснодар
А. А. Благинин
ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ, Санкт-Петербург
PDF

Ключевые слова

летный состав
психоэмоциональное состояние
персонализированный подход

Как цитировать

[1]
М. Ю. Гридин и А. А. Благинин, ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ САМООЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И УСПЕШНОСТИ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА, КМКВ, вып. 1, сс. 39-42, апр. 2023.
PDF

Аннотация

В настоящее время происходит реформирование системы обучения военных летчиков, перестроение ее в сторону персонализированного подхода. На наш взгляд, это наиболее оптимальная модель взаимодействия преподавателя и курсанта, так как в ней учтены индивидуальные психологические и психофизиологические качества личности обучающегося, особенности познавательной деятельности и его мотивация. У курсантов наблюдается повышение уровня ответственности за собственные знания, навыки и действия, происходит формирование профессионально важных качеств, увеличивается значимость целенаправленности на летное обучение, улучшается усвоение основополагающих психологических и психофизиологических особенностей летной деятельности. Повышенные нагрузки могут приводить к эмоциональному напряжению и появлению у курсантов признаков усталости, стресса и, как следствие, снижению умственной и физической работоспособности, способности сохранять эмоционально-волевую устойчивость при возникновении экстремальных ситуаций и особых случаев в полете. Цель исследования. Провести анкетирование и оценить психоэмоциональную реакцию на нагрузки с помощью субъективных оценок самочувствия, активности и настроения курсантов третьего курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Материалы и методы. Исследована динамика изменения значений шкал теста дифференцированной самооценки функционального состояния по методике В.А. Доскина у курсантов с разным уровнем успешности в летной подготовке до и после летной практики и их связь с уровнем сформированности летных навыков. У курсантов с высоким уровнем успешности в летной подготовке отмечено статистически значимое повышение средних значений по шкале «активность», у курсантов с низким уровнем успешности в летной подготовке – статистически значимое повышение средних значений по шкалам «самочувствие» и «активность». Заключение. Повышение средних значений по всем шкалам опросника САН (самочувствие, активность, настроение) относительно стартовых значений косвенно свидетельствует о формировании обстановки психологического комфорта и безопасности полетов.
PDF

Литература

1. Синельников С.Н. и др. Обоснование персонализированного подхода к медицинскому обеспечению летного состава // Актуальные вопросы авиационно-космической медицины, авиационной психологии и военной эргономики. – 2020. – С. 184–190. [Sinelnikov S.N. et al. Substantiation of a personalized approach to the medical support of the flight structure // Aktualnye voprosy aviacionno-kosmicheskoy mediciny, aviacionnoy psihologii i voennoy ergonomiki (Topical issues of aerospace medicine, aviation psychology and military ergonomics). – 2020. – P. 184–190. In Russian].
2. Анищенко А.Н. и др. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе летного обучения // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3–1. – С. 23–29. [Anishchenko A.N. et al. Formation and development of professionally important qualities among cadets in the process of flight training // Voprosy pedagogiki (Questions of Pedagogy). – 2020. – № 3–1. – P. 23–29. In Russian].
3. Ворона А.А. и др. Формирование и развитие профессионально важных качеств летчика у учащихся кадетского корпуса авиационного профиля // Медицинские аспекты безопасности полетов. – 2017. – С. 83–85. [Vorona A.A. et al. Formation and development of professionally important qualities of a pilot among students of the cadet corps of the aviation profile // Medicinskie aspekty bezopasnosti poletov (Medical aspects of flight safety). – 2017. – P. 83–85. In Russian].
4. Доскин В.А. и др. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда // Гигиена труда. – 1975. – № 5. – С. 28. [Doskin V.A. et al. Psychological test «SAN» in relation to research in the field of physiology of labor // Gigiena truda (Labor Hygiene). – 1975. – № 5. – P. 28. In Russian].
5. Бодров В.А. Теоретические, методические и организационные основы восстановительной медицины авиации // Профессиональное здоровье летчиков и летное долголетие: тематический научный сборник в/ч 64688 и 7-го ЦНИАГ. – М.: Воениздат. – 1989. – С. 50–59. [Bodrov V.A. Theoretical, methodological and organizational foundations of restorative medicine in aviation // Pilots' professional health and flight longevity: Tematic Scientific Collection of military unit 64688 and the 7th TsNIAG. – Moscow: Military Publishing. – 1989. – P. 50–59. In Russian].
6. Бодров В.А. и др. Медицинский контроль за летным составом в период подготовки и проведения полетов. – М.: Воениздат. – 1987. – 96 с. [Bodrov V.A. et al. Medical control over the flight crew during the preparation and conduct of flights. – Moscow: Military Publishing. – 1987. – 96 p. In Russian].
7. Пономаренко В.А. и др. Динамический врачебный контроль, подготовка к выполнению полетов, особенности врачебно-летной экспертизы и реабилитации летчиков высокоманевренных самолетов. – М.: Воениздат. – 1991. – 80 с. [Ponomarenko V. A. et al. Dynamic medical control, flight preparation, features of medical flight examination and rehabilitation of pilots of highly maneuverable aircraft. – Moscow: Military Publishing. – 1991. – P. 80. In Russian].
8. Красильников Г.Т. и др. Словарь военного авиационного психолога. – Краснодар: Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. – 2020. – 513 с. [Krasilnikov G.T. et al. Dictionary of a military aviation psychologist. – Krasnodar: Krasnodar Higher Military Aviation Pilot School named after Hero of the Soviet Union Serov. – 2020. – 513 p. In Russian].
9. Смирнов С.Д. Активность, деятельность, личность // Мир психологии. – 2006. – № 3. – С. 11–23. [Smirnov S.D. Activity, activity, personality // Mir psihologii (World of psychology). – 2006. – № 3. – P. 11–23. In Russian].
10. Кашина Ю.В. Интегративная оценка адаптации студентов к учебному процессу // Восточно-Европейский научный журнал. – 2015. – Т. 2. – № 2. – С. 87–93. [Kashina Yu.V. Integrative assessment of students' adaptation to the educational process // Vostochno-Evropeyskiy nauchnyy zhurnal (East European scientific journal). – 2015. – V. 2. – № 2. – P. 87–93. In Russian].
11. Мельник С.Г. Методы коррекции функциональных нарушений у летного состава. Профессиональное здоровье летчиков и летное долголетие: тематический научный сборник в/ч 64688 и 7-го ЦНИАГ. – М.: Воениздат. – 1989. – С. 62–66. [Melnik S.G. Methods for correcting functional disorders in flight personnel. Pilots' professional health and flight longevity: Tematic. Scientific Collection of military unit 64688 and the 7th TsNIAG. – Moscow: Military Publishing. – 1989. – P. 62–66. In Russian].