Результаты популяционного исследования «Стресс, Старение и Здоровье в России»
В.А. Жукова
С.А. Шальнова
В.А. Метельская
А.Д. Деев
М.Б. Худяков
А.Л. Александри
Ю.А. Баланова
А.В. Капустина
В.В. Константинов
С.К. Кукушкин
И.Н. Лельчук
Е.В. Платонова
PDF

Ключевые слова

стресс
старение
образовательный статус
риск сердечно-сосудистых заболеваний

Как цитировать

[1]
.
PDF

Аннотация

Известно, что социально-экономический статус, оцененный как уровень образования, является предиктором развитиясердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Однако механизм, способный объяснить наличие отрицательной связи междуобразовательным статусом и риском ССЗ, остается неясным. Цель настоящего исследования – оценить, имеется ли ассо-циация между уровнем образования и воспалительным маркером высокого риска ССЗ (С-реактивным белком – СРБ), в томчисле и при коррекции на некоторые традиционные факторы риска.В одномоментном исследовании, которое является частью проспективного популяционного исследования «Стресс, Ста-рение и Здоровье в России» (Тhe Stress, Aging and Health Study in Russia – SAHR), приняли участие 1851 человек, среднийвозраст которых составил 69,8 ± 8 лет. Уровень СРБ в образцах замороженной плазмы пациентов определяли методомELISA. В качестве методов статистической обработки данных использовали многофакторный логистический регрессионныйанализ. В модели 1, стандартизованной на пол и возраст, высокий уровень СРБ значимо ассоциировался со средним уров-нем образования (р=0,003) и ниже среднего (р=0,0004). В модели 2, стандартизованной на пол, возраст, артериальнуюгипертензию, абдоминальное ожирение, курение и дислипидемию, оцененную с помощью индекса атерогенности, ассо-циация со средним уровнем образования (p=0,002) и ниже среднего (p=0,02) оставалась статистически значимой.Таким образом, уровень образования имеет отрицательную ассоциацию с воспалительным маркером высокого рискаССЗ (СРБ). Взаимосвязь СРБ и образовательного статуса сохраняется статистически значимой после коррекции на неко-торые традиционные ФР.Ключевые слова: стресс, старение, образовательный статус, риск сердечно-сосудистых заболеваний.It is know that a social-economic status, evaluated as education level, is a risk predictor for cardio-vascular diseases (CVD).However, up to now there is no understanding of a clear mechanism which could explain a negative ratio between education leveland CVD risk. The purpose of the present study was to find out if there is any association between education level and inflammationmarker (C-reactive protein-CRP) for high CVD risk bearing in mind some traditional risk factors.1 851 people (average age 69.8 ± 8) were selected for one-stage study which was a part of prospective population research“ Stress, Aging and Health Study in Russia” (SAHR). C-reactive protein levels in samples of patients’ frozen plasma were analyzedwith ELISA test. Statistical data treatment was done with a multifactor logistic regression analysis. In Model 1, standardized bysex and age, high CRP levels were found to be significantly associated with medium education level (р=0.003) and under-mediumeducation level (р=0.0004). In Model 2, standardized by sex, age, arterial hypertension, abdominal obesity, smoking and dislipidemia(described by the aterogenic index), association with medium education level (p=0.002) and under-medium education level(p=0.02) was also statistically significant.Thus, education level has a negative association with inflammation marker (CRP) of high risk for CVD. Relations of CRP andeducation level remain statistically important even after correction for some traditional risk factors.Кey words: stress, aging, education status, risk for cardio-vascular diseases.
PDF

Литература

1. Kaplan G.A., Keil J.E. Socioeconomic factors and
cardiovascular disease: a review of the literature. Circulation
1993;88: 1973–98.
И др. авторы.