Аннотация
Известно, что социально-экономический статус, оцененный как уровень образования, является предиктором развитиясердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Однако механизм, способный объяснить наличие отрицательной связи междуобразовательным статусом и риском ССЗ, остается неясным. Цель настоящего исследования – оценить, имеется ли ассо-циация между уровнем образования и воспалительным маркером высокого риска ССЗ (С-реактивным белком – СРБ), в томчисле и при коррекции на некоторые традиционные факторы риска.В одномоментном исследовании, которое является частью проспективного популяционного исследования «Стресс, Ста-рение и Здоровье в России» (Тhe Stress, Aging and Health Study in Russia – SAHR), приняли участие 1851 человек, среднийвозраст которых составил 69,8 ± 8 лет. Уровень СРБ в образцах замороженной плазмы пациентов определяли методомELISA. В качестве методов статистической обработки данных использовали многофакторный логистический регрессионныйанализ. В модели 1, стандартизованной на пол и возраст, высокий уровень СРБ значимо ассоциировался со средним уров-нем образования (р=0,003) и ниже среднего (р=0,0004). В модели 2, стандартизованной на пол, возраст, артериальнуюгипертензию, абдоминальное ожирение, курение и дислипидемию, оцененную с помощью индекса атерогенности, ассо-циация со средним уровнем образования (p=0,002) и ниже среднего (p=0,02) оставалась статистически значимой.Таким образом, уровень образования имеет отрицательную ассоциацию с воспалительным маркером высокого рискаССЗ (СРБ). Взаимосвязь СРБ и образовательного статуса сохраняется статистически значимой после коррекции на неко-торые традиционные ФР.Ключевые слова: стресс, старение, образовательный статус, риск сердечно-сосудистых заболеваний.It is know that a social-economic status, evaluated as education level, is a risk predictor for cardio-vascular diseases (CVD).However, up to now there is no understanding of a clear mechanism which could explain a negative ratio between education leveland CVD risk. The purpose of the present study was to find out if there is any association between education level and inflammationmarker (C-reactive protein-CRP) for high CVD risk bearing in mind some traditional risk factors.1 851 people (average age 69.8 ± 8) were selected for one-stage study which was a part of prospective population research“ Stress, Aging and Health Study in Russia” (SAHR). C-reactive protein levels in samples of patients’ frozen plasma were analyzedwith ELISA test. Statistical data treatment was done with a multifactor logistic regression analysis. In Model 1, standardized bysex and age, high CRP levels were found to be significantly associated with medium education level (р=0.003) and under-mediumeducation level (р=0.0004). In Model 2, standardized by sex, age, arterial hypertension, abdominal obesity, smoking and dislipidemia(described by the aterogenic index), association with medium education level (p=0.002) and under-medium education level(p=0.02) was also statistically significant.Thus, education level has a negative association with inflammation marker (CRP) of high risk for CVD. Relations of CRP andeducation level remain statistically important even after correction for some traditional risk factors.Кey words: stress, aging, education status, risk for cardio-vascular diseases.
Литература
1. Kaplan G.A., Keil J.E. Socioeconomic factors and
cardiovascular disease: a review of the literature. Circulation
1993;88: 1973–98.
И др. авторы.