СОВРЕМЕННЫЕ СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННО-ПОЛЕВЫХ ХИРУРГОВ
И. М. Самохвалов
Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова, Санкт-Петербург
П. П. Ляшедько
Ю. А. Лошенко
А. В. Гончаров
А. М. Носов
С. Л. Бечик
А. В. Ширшин
С. В. Кушнарев
Т. Ю. Супрун
PDF

Ключевые слова

симуляционные технологии
военно-полевая хирургия
хирургия повреждений
чрезвычайные ситуации
военные конфликты

Как цитировать

[1]
И. М. Самохвалов, СОВРЕМЕННЫЕ СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННО-ПОЛЕВЫХ ХИРУРГОВ, КМКВ, вып. 3, сс. 147-153, сен. 2019.
PDF

Аннотация

Актуальность. Выполнение неотложных и срочных хирургических вмешательств раненым и пострадавшим в военных конфликтах диктует необходимость внедрения новых педагогических подходов при обучении военных хирургов, в том числе, разработки новых инновационных тренажеров и симуляторов. Цель. Определение рациональных подходов при подготовке военных хирургов навыкам выполнения типовых оперативных вмешательств, используемых при оказании неотложной хирургической помощи раненым и пострадавшим. Материал и методы. Для определения типовых оперативных вмешательств, используемых при оказании неотложной хирургической помощи раненым и пострадавшим проанализированы 1681 история болезни. Сформированы 2 группы обучающихся в ординатуре: опытная группа (n=51), в которой практические занятия проводились с использованием опытных симуляционных технологий (симуляционные тренажеры для отработки навыков выполнения операций на магистральных кровеносных сосудах: сосудистого шва с использованием имитационных моделей кровеносных сосудов – «4С:Амур» и отработки техники временного протезирования сосуда в условиях, приближенных к реальным– «4С:Байкал») и контрольная группа (n=51) –с использованием традиционных методик. Результаты. На основе анализа данных 1681 истории болезни определены наиболее часто выполняемые оперативные вмешательства: остановка внутреннего кровотечения при повреждениях живота (49,1%), наружного кровотечения из сосудов конечностей (20,4%), ампутации конечностей по поводу их разрушения (15,7%). Для поэтапной оценки уровня полученных практических навыков авторами разработана шкала «Комплексная рейтинговая оценка оперативной техники» (КРООТ). В ходе педагогического эксперимента было выявлено (при статистической обработке результатов -расчет средней величины и сравнение достоверности различий средних значений с использованием t-критерия Стьюдента для двух независимых выборок), что итоговые результаты подготовки ординаторов в опытной группе достоверно выше по сравнению с контрольной группой (p0,05). Выводы. Применение хирургических тренажеров «4С:Амур» и «4С:Байкал» в программе подготовки ординаторов по учебным дисциплинам «военно-полевая хирургия» и «хирургия повреждений» позволяет улучшить качество подготовки обучаемых в сравнении с традиционными подходами без применения симуляционных технологий.
PDF

Литература

1. Самохвалов И.М. , Бадалов В.И. , Тынянкин Н.А. Кафедре и клинике военно-полевой хирургии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова — 85 лет. Вестник хирургии имени И.И. Грекова. 2017; 176(1): 115-119.
2. Giannou С, Baldan M. War Surgery: Working with Limited Resources in Armed Conflict and Other Situations of Violence, V. 1. Geneva: International Committee of the Red Cross. 2010; 1: 19.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Москва. 2011.
4. Гончаров А.В., Самохвалов И.М., Петров А.Н., Рева В.А., Носов А.М., Суворов В.В. и др. Новые методы подготовки военно-полевых хирургов – необходимый шаг к спасению раненых в военных конфликтах. Военно-медицинский журнал. 2019; 340 (6): 20-28.
5. Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 585н.
6. Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.12.2011 № 1475н.
7. Юдаева Ю.А. Симуляционный центр как инновационное направление развития медицинского профессионального образования. Управление инновациями: теория, методология, практика. 2014; 11: 124-127.
8. Vyasa P, Willis RE, Dunkin BJ, Gardner AK. Are generasurgery residents accurate assessors of their own flexible endoscopy skills? J Surg Educ. 2017; 74(1): 23-29. doi: 10.1016/j.jsurg.2016.06.018.
9. Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Крылов В.В., Блохина Н.В., Мещеряков А.А., Рыбинцев В.Ю. Симуляционные технологии ― инновационный метод подготовки специалистов. Вестник интенсивной терапии, 2014; 4: 65-70.
10. Юткина О.С. Изучение психоэмоционального уровня студентов при симуляционном обучении в медицинском ВУЗе. Проблемы современной науки и образования. 2017;11(93):73-76.
11. Самохвалов И.М., Гончаров А.В., Головко К.П., Гаврилин С.В., Северин В.В., Супрун Т.Ю. и др. Проблемы организации оказания хирургической помощи в современной гибридной войне. Военно-медицинский журнал.2017; 8: 4-11.
12. Watanabe Y, Madani A, Ito YM, Bilgic E, McKendy KM, Feldman LS et al. Psychometric properties of the Global Operative Assessment of Laparoscopic Skills (GOALS) using item response theory. Am J Surg. 2017; 213(2): 273-276. doi: 10.1016/j.amjsurg.2016.09.050.
13. Nabhani J, Bottyan T, Clifford T, Serang S, Hung A. MP11-11 analysis of Global Evaluative Assessment Of Robotic Surgery (GEARS) as an immediate assessment tool in robotic surgery curriculum. J Urol. 2016; 195(4): 115-116. doi: 10.1016/j.juro.2016.02.2382.
14. Gallagher AG, O'Sullivan GC, Leonard G, Bunting BP, McGlade KJ. Objective structured assessment of technical skills and checklist scales reliability compared for high stakes assessments. ANZ J Surg. 2014; 84(7-8):568-573. doi: 10.1111/j.1445-2197.2012.06236.x.