Аннотация
Актуальность. Выполнение неотложных и срочных хирургических вмешательств раненым и пострадавшим в военных конфликтах диктует необходимость внедрения новых педагогических подходов при обучении военных хирургов, в том числе, разработки новых инновационных тренажеров и симуляторов. Цель. Определение рациональных подходов при подготовке военных хирургов навыкам выполнения типовых оперативных вмешательств, используемых при оказании неотложной хирургической помощи раненым и пострадавшим. Материал и методы. Для определения типовых оперативных вмешательств, используемых при оказании неотложной хирургической помощи раненым и пострадавшим проанализированы 1681 история болезни. Сформированы 2 группы обучающихся в ординатуре: опытная группа (n=51), в которой практические занятия проводились с использованием опытных симуляционных технологий (симуляционные тренажеры для отработки навыков выполнения операций на магистральных кровеносных сосудах: сосудистого шва с использованием имитационных моделей кровеносных сосудов – «4С:Амур» и отработки техники временного протезирования сосуда в условиях, приближенных к реальным– «4С:Байкал») и контрольная группа (n=51) –с использованием традиционных методик. Результаты. На основе анализа данных 1681 истории болезни определены наиболее часто выполняемые оперативные вмешательства: остановка внутреннего кровотечения при повреждениях живота (49,1%), наружного кровотечения из сосудов конечностей (20,4%), ампутации конечностей по поводу их разрушения (15,7%). Для поэтапной оценки уровня полученных практических навыков авторами разработана шкала «Комплексная рейтинговая оценка оперативной техники» (КРООТ). В ходе педагогического эксперимента было выявлено (при статистической обработке результатов -расчет средней величины и сравнение достоверности различий средних значений с использованием t-критерия Стьюдента для двух независимых выборок), что итоговые результаты подготовки ординаторов в опытной группе достоверно выше по сравнению с контрольной группой (p0,05). Выводы. Применение хирургических тренажеров «4С:Амур» и «4С:Байкал» в программе подготовки ординаторов по учебным дисциплинам «военно-полевая хирургия» и «хирургия повреждений» позволяет улучшить качество подготовки обучаемых в сравнении с традиционными подходами без применения симуляционных технологий.
Литература
1. Самохвалов И.М. , Бадалов В.И. , Тынянкин Н.А. Кафедре и клинике военно-полевой хирургии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова — 85 лет. Вестник хирургии имени И.И. Грекова. 2017; 176(1): 115-119.
2. Giannou С, Baldan M. War Surgery: Working with Limited Resources in Armed Conflict and Other Situations of Violence, V. 1. Geneva: International Committee of the Red Cross. 2010; 1: 19.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Москва. 2011.
4. Гончаров А.В., Самохвалов И.М., Петров А.Н., Рева В.А., Носов А.М., Суворов В.В. и др. Новые методы подготовки военно-полевых хирургов – необходимый шаг к спасению раненых в военных конфликтах. Военно-медицинский журнал. 2019; 340 (6): 20-28.
5. Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 585н.
6. Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.12.2011 № 1475н.
7. Юдаева Ю.А. Симуляционный центр как инновационное направление развития медицинского профессионального образования. Управление инновациями: теория, методология, практика. 2014; 11: 124-127.
8. Vyasa P, Willis RE, Dunkin BJ, Gardner AK. Are generasurgery residents accurate assessors of their own flexible endoscopy skills? J Surg Educ. 2017; 74(1): 23-29. doi: 10.1016/j.jsurg.2016.06.018.
9. Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Крылов В.В., Блохина Н.В., Мещеряков А.А., Рыбинцев В.Ю. Симуляционные технологии ― инновационный метод подготовки специалистов. Вестник интенсивной терапии, 2014; 4: 65-70.
10. Юткина О.С. Изучение психоэмоционального уровня студентов при симуляционном обучении в медицинском ВУЗе. Проблемы современной науки и образования. 2017;11(93):73-76.
11. Самохвалов И.М., Гончаров А.В., Головко К.П., Гаврилин С.В., Северин В.В., Супрун Т.Ю. и др. Проблемы организации оказания хирургической помощи в современной гибридной войне. Военно-медицинский журнал.2017; 8: 4-11.
12. Watanabe Y, Madani A, Ito YM, Bilgic E, McKendy KM, Feldman LS et al. Psychometric properties of the Global Operative Assessment of Laparoscopic Skills (GOALS) using item response theory. Am J Surg. 2017; 213(2): 273-276. doi: 10.1016/j.amjsurg.2016.09.050.
13. Nabhani J, Bottyan T, Clifford T, Serang S, Hung A. MP11-11 analysis of Global Evaluative Assessment Of Robotic Surgery (GEARS) as an immediate assessment tool in robotic surgery curriculum. J Urol. 2016; 195(4): 115-116. doi: 10.1016/j.juro.2016.02.2382.
14. Gallagher AG, O'Sullivan GC, Leonard G, Bunting BP, McGlade KJ. Objective structured assessment of technical skills and checklist scales reliability compared for high stakes assessments. ANZ J Surg. 2014; 84(7-8):568-573. doi: 10.1111/j.1445-2197.2012.06236.x.