Корреляция параметров самооценки и объективного состояния здоровья у студентов старших курсов медицинских специальностей
В. В. Кузнецов
Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток
И. Г. Кузина
К. В. Косилов
Е. К. Косилова
Р. Байрамов
Е. А. Смирнов
Е. В. Каращук
А. А. Зайко
PDF

Ключевые слова

состояние здоровья
заболеваемост
студенты медицинских специальностей
самооценка здоровья

Как цитировать

[1]
В. В. Кузнецов, Корреляция параметров самооценки и объективного состояния здоровья у студентов старших курсов медицинских специальностей, КМКВ, т. 1, вып. 4, сс. 110-117, ноя. 2018.
PDF

Аннотация

Цель исследования – оценка объективного и субъективного состояния здоровья и их взаимосвязи у студентов старших курсов медицинских специальностей. Исследование проводилось с декабря 2017 г. по июнь 2018 г. в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ). В нем приняли участие394 студента (средний возраст 21,1±1,4 года) с равным представительством по признаку пола, обучающиеся на IVVI курсах медицинских факультетов и школ. Объективное состояние здоровья оценивалось с использованием информации, содержащейся в медицинской документации форм 025/у; 0011/у, 062/у. Для самооценки качества жизни использовалась «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьемMOS SF36» (MOS SF  Medical Outcomes Study Short Form). Данный вопросник валидизирован для использования на территории РФ. Каждый блок самооценки физического и психического статуса оценивался в диапазоне от 0 до 100 баллов. Данные по демографическому и социально-экономическому статусу студентов были собраны с использованием анкеты (Поздеева, 2008; с дополнениями авторов), состоящей из независимых блоков вопросов, касающихся демографического, экономического, финансового, социального статуса. Каждый пункт анкеты оценивается в диапазоне от 0 (минимальное значение) до5 баллов (максимальное) либо в абсолютных значениях. Было установлено, что у 67,9% студентов ТГМУ и 61,6% ДВФУ имеются хронические заболевания, преимущественно в компенсированной или субкомпенсированной форме. Наибольший удельный вес в структуре заболеваний имеет патология пищеварительной, дыхательной и мочевыделительной систем. Общие самооценки по доменам физического и психического здоровья студентов ТГМУ и ДВФУ достоверно не отличались (65,2/61,7, p >0,05; 59,1/55,1, p >0,05). Суммарный усредненный показатель качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ), оказался практически одинаковым (60,4/60,1, p >0,05) и соответствовал диапазону нормальных значений. Ряд параметров субъективной самооценки КЖСЗ оказался взаимосвязанным с объективными маркерами состояния здоровья. КЖСЗ оказалось связано с частотой обращаемости к врачу. Индекс коморбидности коррелировал с частотой обращаемости, числом дней пропуска занятий по болезни и средним числом заболеваний. Частота обращаемости за врачебной помощью оказалась взаимосвязанной с числом заболеваний и дней пропуска по болезни. Таким образом, связь между общей субъективной самооценкой здоровья и объективными критериями состояния здоровья демонстрировал только параметр частоты обращаемости по заболеваниям (КЖСЗ/ЧОЗ, r= 0,48; p <0.05).В целом, мы подтвердили данные литературы о высоком уровне хронической заболеваемости у студентов старших курсов медицинских специальностей (6167%) и преобладании болезней ЖКТ, ДС и МВС в ее структуре. Было установлено, что самооценка КЖСЗ студентов медиков достоверно входит в диапазон нормальных значений. Также мы впервые установили, что лишь отдельные параметры объективного состояния здоровья коррелируют с КЖСЗ. Так, самооценка качества жизни взаимосвязана с частотой обращаемости за врачебной помощью по заболеваниям (r= 0,48, p <0,05), самооценка физического здоровья связана с частотой обращаемости к врачу и индексом коморбидности.
PDF

Литература

1. Журавлева И.В., Ивахненко Г.А., Иванова Л.Ю., Резникова Т.П., Шиняева О.В., Ковалева А.А., Юсупова М.М., Байков Н.М., Березутский Ю.В., Болховитина Т.С., Карпенко Е.В.,Сурмач М.Ю., Шушунова. Здоровье студентов: социологический анализ. Под ред. И.В. Журавлевой. М.: Институт социологии РАН; 2012. 252 с.
2. Бабина В. С. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый. 2015; 11: 572575.
3. Бобылева О.В Состояние здоровья студенческой молодежи как социально экологическая проблема. Вестник ТГУ. 2013,18(3): 852854.
4. БилиЛазарь А.А., Хлебутина Э.В., Вольский В.В. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи. Успехи современного естествознания. 2013; 10: 192.
5 Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение». Вестник ТГУ. 2009; 6 (74): 149153
6. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. Гигиена и санитария. 2016: 6; 577581.
7. Сущенко В.П., Болотин А.Э. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов ВУЗов. Здоровье основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013; 8 (1): 215216.
8. Яковлева Н.В. Особенности и детерминация социальных стереотипов здоровьесбережения в современной России. Психолого-педагогический поиск. 2013; 4 (28): 110117.
9. Роганина М.В., Проценко О.Ю. Некоторые характеристики здоровьесберегающего поведения студентов медиков. Бюллетень медицинских интернет конференций. 2014; 4 (11):11251126.
10. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского ВУЗа в сопряженности с самооценкой здоровья. Земской врач. 2014; 2 (23): 4144.
11. Lyndon M., Henning M., Alyami H. et al. The Impact of a Revised Curriculum on Academic Motivation, Burnout, and Qualityof Life Among Medical Students. Journal of Medical Education andCurricular Development. 2017; 4: 1–8.
12. Иванова П.Ф., Люкина А.Н., Петрова М.П., Савельев В.Н. Влияние заболеваемости на успеваемость студентов ИГМА лечебного и педиатрического факультетов. Синергия наук. 2018;19: 925929.
13. Двойников С.И. Анализ состояния здоровья студентов медицинских и фармацевтических колледжей. Сестринское дело.2012; 6: 1921.
14. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния. Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2014; 4: 2428.
15. Попов В.И., Мелихова Е.П. Изучение и методология качества жизни студентов. Гигиена и санитария. 2016; 9: 879887.
16. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Гончарова Г.А.,Чубаров ский В.В., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины. Здоровье на селения и среда обитания. 2012; 3: 1620.
17. Борисова Л.М., Белокурова Е.С., Лопатин С.А. Здоровьесберегающие технологии — как профилактические меры по сохранению и укреплению здоровья студентов вузов . Безопасность жизнедеятельности. 2014; 8: 2126 .
18. Лепихин В.В., Лепихина Т.Л., Карпович Ю.В. Влияние формальных и неформальных институтов на формирование рациональных моделей здоровье сберегающего поведения студентов. Вестн. ПНИПУ. Безопас. и упр. рисками. 2015; 2: 136145.
19. Лепихина Т. Л., Пепеляева А. В. Влияние формальных институтов на здоровьесберегающее поведение. Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2014; 48: 2536.